Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психологического сопровождения в ДОУ -
Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
-психологическое обеспечение образовательных программ.
Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ и руководителю отдела психологического сопровождения центра развития образования.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
1. Психологическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическое просвещение
5.Психологическая профилактика
6.Организационно-методическая работа
В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников
На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными)
1. Психологическая диагностики
Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
· диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
· диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе); · диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение.
В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
2. Психологическая коррекция
Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
· эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
· коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
· познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия). Основные методы коррекционной работы:
· индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
· сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
· куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
· арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;
· психогимнастика;
· релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
3. Психологическое консультирование
Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем.
В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка.
Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
4. Психологическое просвещение
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.
В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1)Индивидуальная
С педагогами:
· проводится по запросам и результатам диагностики;
· обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
· проводится по запросам и результатам диагностики;
· психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.
2)Групповая
С педагогами:
· консультация;
· тренинг.
С родителями:
· выступления на родительских собраниях;
· тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.)
с родителями по заранее выбранной проблеме;
· оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
· подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
5. Психологическая профилактика
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения.
Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию
детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей.
Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю.
Предпочтение отводится групповым играм.
При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
· Адаптация детей;
· Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
· Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
· Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
· Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
· Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
· Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
· Коммуникативные навыки;
· Творческие и познавательные способности;
· Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
· Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительная группа:
· Готовность к школе (личностная и мотивационная);
· Коммуникативные способности и социальная адаптация детей; · Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
· Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Организационно-методическая работа:
· оформление документации;
· участие в методических объединениях практических психологов;
· курсы повышения квалификации и дополнительное образование;
· методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МАДОУ;