2020 г.
Паспорт инновационной площадки
Соглашение о сотрудничестве
2017 год
2015 - 2016 гг.
Эксперимент " Преемственность формирования интегративных качеств дошкольников и универсальных учебных действий младших школьников"
Как известно изменения, происходящие в жизни общества и государства в последнее время, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство "видят" ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное обучение.
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования - преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Федеральными государственными требованиями предлагается некая модель выпускника. Эта модель описывает желаемые интегративные качества ребенка, которые выступают как основа его общего развития, и являются основой для усвоения школьных знаний и вхождения в социальный мир.
Модель выпускника ДОУ:
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Основная задача дошкольного учреждения создать все необходимые условия и использовать ресурсы необходимые для наиболее полного раскрытия этих качеств в ребенке. Свои возможности в данном направлении каждое учреждение определяет самостоятельно.Наше учреждение территориально расположено рядом с МБОУ «СОШ № 14». О совместной содержательной деятельности по обеспечению преемственности мы начали задумываться до участия в Федеральном эксперименте. Со средней школой № 14 был разработан совместный проект «Преемственность в системе работы дошкольного и образовательного учреждения по развитию школьно значимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых программ». Реализация данного проекта предполагала работу на уровне 2-х образовательных учреждений, без какого либо научного руководителя. И очень вовремя в сети интернет появилась информация о Федеральном широкомасштабном эксперименте: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ», данная тема напрямую перекликалась с нашим проектом и после непродолжительной переписки об участии в эксперименте, мы имеем статус Федеральной экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система «Школа 2100» и научного руководителя кандидат педагогических наук Романова Ирина Владиславовна, отсутствие которого затрудняло бы реализацию нашего проекта.
Основная цель: Поиск и отработка механизма обеспечения преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС начального общего образования и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В эксперименте принимают участие 5 педагогических университетов, 12 учреждений системы повышения квалификации, 7 Управлений образования, 11 методических центров, детские сады и школы из 46 субъектов РФ.
Эксперимент широкомасштабный и поэтому имеет несколько направлений работы, которые вы видите на экране.
Цель нашего экспериментального направления: Проведение исследования по проблеме преемственности формирования интегративных качеств дошкольников и универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи (поставленные научным руководителем)
- Выделить необходимые педагогические умения;
- Проверить методику формирования коммуникативно-речевых умений педагога;
- Составить рекомендации;
- Разработать механизм взаимодействия;
- Обобщить результаты.
Ожидаемый результат: Разработка механизма обеспечения преемственности в формировании ИКЛ дошкольников и УУД младших школьников в условиях внедрения ФГТ и ФГОС.
Члены экспериментальной площадки:
Алфёрова О.А- заведующий ДОУ
Емельянова С.Б- зам. зав. по УВ и МР
воспитатели: Паршина Н.М.; Воробьева Н.В.; Ильчинская Г.И.; Ермак В.Ф.; Чайкина Т.Ю., Овчинникова М.В.; Истошина Т.П.; Бердникова О.В.
специалисты:
Родионова В.В.- педагог-психолог
Тойбаева Р.М.-учитель-логопед
Федирко Э.И.-учитель-логопед
Экспериментальная деятельность ДОУ предполагает работу в 3 этапа: Констатирующий; Формирующий; Контрольный
Нормативные документы, такие, как «Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации», «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации», «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений», отражают требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям педагогов, среди которых выделяются:
- информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию, предлагаемую для детей; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно, с тем, чтобы вызвать интерес к предлагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия слушателей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению);
- организаторские умения (организовывать свою работу и работу с родителями, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег);
- умения морально-волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией).
- коммуникативно- речевые умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении);
Не секрет, что коммуникативно- речевое общение педагогов находится сейчас не на самом высоком уровне и требует к себе большого внимания.Вся экспериментальная работа была направлена на педагогов. Цель прошедшего этапа: выявление коммуникативно-речевых умений, сформированности данных умений и определение типа речевой личности педагогов. В эксперименте использовались различные формы: анкетирование, диагностика сформированных умений (познание, самодиагностика), опрос детей и родителей, выполнение определенных заданий.
На формирующем этапе работы совершенствовались профессиональные умения педагогов посредством коммуникативно-речевых заданий и упражнений. Вся экспериментальная деятельность была направлена на самообучение педагогов эффективному коммуникативно-речевому взаимодействию с детьми, сотрудниками и родителями, обучение дошкольников (по пособию Курцевой З.И.). Формирующий этап еще не окончен, он продолжился в этом учебном году.
Сегодня хочется сказать, что по итогам прошедшего года, мы видим, что работа не прошла даром. Педагоги используют полученные знания в работе, учатся воспринимать и анализировать информацию из разных источников, сравнивать и делать выводы, применять имеющиеся знания на практике: сотрудничают и вступают в деловой контакт с родителями и коллегами, используют наработанные навыки; учатся управлять инициативой в общении; выявлять свой индивидуальный стиль в работе с детьми.
Конечно, это большой пласт работы и его невозможно сделать за один год, но даже в небольшой временной отрезок времени мы видим положительную динамику в совершенствовании коммуникативно- речевых умений педагогов Детского сада, которые к концу первого года работы увеличился на 12,5 %.
Информационное письмо - /ssilka/pismo.pdf
Направление работы- /ssilka/6_napravlenie.doc
Задания для участников эксперимента
задание 1-/ssilka/1zadanie.doc
задание 2 -/ssilka/zadanie_2_iz_moskvy.doc
задание 3- /ssilka/zadanie_3.napravlenie_6-doc.doc
задание 4 - /ssilka/zadanie_4-shestogo_napravlenija.doc
задание 5-/ssilka/zadanie_5..doc
задание 6-/ssilka/zadanie_6-shestogo_napravlenija..docx
задание 7-/ssilka/zadanie_7.doc
задание 8-/ssilka/zadanie_8..doc