Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Психологическая службаПсихологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Цель психологического сопровождения в ДОУ - Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: -предупреждение возникновения проблем развития ребенка; -помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации; -развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов; -психологическое обеспечение образовательных программ. Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе. Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ и руководителю отдела психологического сопровождения центра развития образования.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ 1. Психологическая диагностика 2.Психологическая коррекция 3.Психологическое консультирование 4.Психологическое просвещение 5.Психологическая профилактика 6.Организационно-методическая работа В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) 1. Психологическая диагностики Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям: · диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика); · диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе); · диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми). По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу). В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
2. Психологическая коррекция Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях: · эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе; · коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье; · познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия). Основные методы коррекционной работы: · индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры; · сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком; · куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка; · арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом; · психогимнастика; · релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
3. Психологическое консультирование Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
4. Психологическое просвещение Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду. Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям: 1)Индивидуальная С педагогами: · проводится по запросам и результатам диагностики; · обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики. С родителями: · проводится по запросам и результатам диагностики; · психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей. 2)Групповая С педагогами: · консультация; · тренинг. С родителями: · выступления на родительских собраниях; · тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме; · оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе; · подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
5. Психологическая профилактика Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления: 1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей; 2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; 3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); 4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
Групповые психопрофилактические занятия: Младшая группа: · Адаптация детей; · Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде; · Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе; · Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. Средняя группа: · Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики; · Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе; · Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. Старшая группа: · Коммуникативные навыки; · Творческие и познавательные способности; · Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами); · Способность к дифференциации эмоциональных состояний. Подготовительная группа: · Готовность к школе (личностная и мотивационная); · Коммуникативные способности и социальная адаптация детей; · Способность к дифференциации эмоциональных состояний; · Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Организационно-методическая работа: · оформление документации; · участие в методических объединениях практических психологов; · курсы повышения квалификации и дополнительное образование; · методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МАДОУ;
|
Поиск
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||