Суббота, 27.04.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад № 45 "Улыбка"                                                           

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психологическая служба

Психологическая служба ДОУ   - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической,  психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.          

      Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.             

   Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Цель психологического сопровождения в ДОУ -  

Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

-психологическое обеспечение образовательных программ.

Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ и руководителю отдела психологического сопровождения центра развития образования.

 

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ

1. Психологическая диагностика

 2.Психологическая коррекция

3.Психологическое консультирование

4.Психологическое просвещение

 5.Психологическая профилактика

6.Организационно-методическая работа

В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников

На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными)

1. Психологическая диагностики

Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.

Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

· диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

 · диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе); · диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение.

В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

 

2. Психологическая коррекция

 Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

 · эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

· коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

· познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия). Основные методы коррекционной работы:

· индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

· сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

· куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;

· арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;

· психогимнастика;

· релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

 

3. Психологическое консультирование

Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем.

 В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

 

4. Психологическое просвещение

 Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1)Индивидуальная

 С педагогами:

 · проводится по запросам и результатам диагностики;

· обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

· проводится по запросам и результатам диагностики;

· психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2)Групповая

С педагогами:

· консультация;

· тренинг.

С родителями:

· выступления на родительских собраниях;

 · тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.)

с родителями по заранее выбранной проблеме;

 · оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;

· подбор психологической литературы для библиотечки родителей.

 

5. Психологическая профилактика

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения.

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

 

Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию

детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

 4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей.

Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю.

Предпочтение отводится групповым играм.

 При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.

 

 Групповые психопрофилактические занятия:

 Младшая группа:

· Адаптация детей;

· Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

· Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

· Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

 Средняя группа:

· Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

· Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

· Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшая группа:

· Коммуникативные навыки;

· Творческие и познавательные способности;

· Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

 · Способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительная группа:

· Готовность к школе (личностная и мотивационная);

· Коммуникативные способности и социальная адаптация детей; · Способность к дифференциации эмоциональных состояний;

· Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

 

 Организационно-методическая работа:

 · оформление документации;

 · участие в методических объединениях практических психологов;

· курсы повышения квалификации и дополнительное образование;

· методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МАДОУ;

 

Информация о COVID-19
  • Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Организация питания в ДОУ
  • Госуслуги
  • Независимая оценка
  • Отзывы о НОК ДО
  • Министерство образования РФ
  • Министерство образования Красноярского края
  • Муниципальное учреждение "Управление общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска
  • Министерство просвещения РФ

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz